Вообще, в последнее время как-то не совсем приходится заниматься пусконаладочными работами, так как всё время приходится тратить на выявление и устранение косяков монтажа. Ничего не хочу сказать про грамотных монтажников систем вентиляции, а вот про неграмотных монтажников и нерадивых проектных решениях буду обязательно рассказывать. И сегодня проверка системы вентиляции застопорилась на огнезадерживающем клапане. Вернее их много было. Но речь пойдёт об одном. Огнезадерживающий клапан может стать большим камнем преткновения в наладке, если он не совсем правильно установлен.

Первое на что следует обращать внимание — это тип клапана и его рабочее напряжение. Повсеместно сталкиваешься с тем, что вместо клапанов на 24В ставят 220В. Страшного ничего в этом случае нет. Клапан просто не будет работать. Хуже когда клапан рассчитан на 220В а ставят на 24В. Подключили, не проверили, сгорел… Ещё ничего когда их с десяток неправильных наберётся. А вот когда их сотни (или пару сотен) — это труба.
Второе самое главное на что стоит обращать внимание при наладке и обследовании — это нормально закрытый (НЗ) клапан или нормально открытый (НО).

Друзья мои! Запомните раз и навсегда одно важное правило! Нормальность клапана — это его состояние под напряжением!!! То есть, если огнезадерживающий клапан нормально закрытый — это значит, что он будет закрыт под напряжением. Напряжение снимается — клапан открывается! Нормально открытый клапан — это значит, что он открыт под напряжением. Напряжение снимается — клапан закрывается!

А теперь информация для проектировщиков систем вентиляции и систем дымоудаления. Хотя, я думаю, они и так это знают, но всё же повторю.

Нормально открытые огнезадерживающие клапаны ставятся на системы общеобменной вентиляции. Нормально закрытые огнезадерживающие клапаны ставятся на противодымные системы!!! Так как при пожаре снимается напряжение с клапанов (а также выключаются системы общеобменной вентиляции и включаются системы дымоудаления и подпора), то клапаны на общеобменной вентиляции закрываются, а на противодымной вентиляции, наоборот открываются.

Сразу обрадую — огнезадерживающие клапаны из НО при желании и без особых усилий можно переделать в НЗ. Если, конечно, позволяют условия и клапан не замурован в стене (такое сплошь и рядом).

Третье на что стоит обращать внимание — это монтаж клапана. То, что на него пришло правильное напряжение ещё ничего не значит, ибо у каждого нормального огнезадерживающего клапана есть концевые выключатели на закрытие и на открытие. Другими словами, пошёл клапан открываться, да и застрял в промежуточном положении.

И вот тут начинается самое сложное. Ищешь перекосы, лишние шурупы, элементы воздуховодов, в общем всё что стоит на пути лепестка клапана. И учишь, учишь монтажников уму разуму: поставили клапан на место обвязали воздуховодами сверху и снизу, взведите ключом вручную клапан и отпустите его назад пружиной. Проверьте, до конца закрывается и открывается или нет!

Это, кстати, и технадзора заказчика касается. Проконтролируйте огнезадерживающий клапан пока есть время и его не замуровали.

Как правило, в большинстве случаев лепестку клапана мешают открыться саморезы от фланцев. Всё гениальное, как говорится просто. И грустно, когда на это тратится столько времени.
Это, пожалуй, самые главные вопросы, которые необходимо держать под контролем при проверке систем вентиляции, а также при проведении пусконаладочных работ.

Ну, а если после этого будут возникать какие-либо вопросы или проблемы, вы всегда сможете задать их нам. Почему? Сами знаете — верить никому нельзя — нам можно.

А монтажникам просьба, после установки клапана проверьте ключиком открытие и закрытие клапана.

17 thoughts on “Проверка систем вентиляции. Огнезадерживающий клапан

  1. Как это «пока не замуровали»?
    Доступ к противопожарным клапанам должен быть всегда.
    А кто разрешает замуровывать — пусть идут детские песочницы проектируют 🙂

  2. Да, были случаи, под перекрытием в системе клапана, а строители благополучно подшивают потолки и замуровывают без люков, благо, если монтажники систем помнят, где они, вот так половину коридора, а это около 50 метров, пришлось разбирать 🙂

  3. А как же п.7.18 СП 7.13130.2009?

  4. Владимир.
    В п.7.18 все правильно написано. Это требование к огнезадерживающим клапанам, установленным на системах противодымной вентиляции. В данной статье огнезадерживающие клапана установлены на системах общеобменной вентиляции.

  5. Как переделать нормально открытый клапан в нормально закрытый?

  6. Виталий.
    Нужно снять и перевернуть привод.

  7. Может ли сгореть привод, если нейтраль и фаза перепутаны местами?

  8. Николай. Ничего страшного с приводом, если перепутать фазу и ноль не произойдёт. Но лучше подключить правильно. И про сигнальные провода не забудьте.

  9. Подскажите пожалуйста, выход…ситуация следующая. Клапана подпора воздуха лифтового исполнения монтируются в шахту лифта, НЗ, а при открытии упераются в направляющим лифта.. И соответсвенно не до конца открываются. Выдвинули из стены по максимуму, клапана с приводом белимо. Может ли сгореть привод? А может их смонтировать внутри шахты лифта? Что бы привод были В шахте? Допускается ли такое?

  10. Artur, допускается установка клапанов чуть дальше от стены, при условии, что этот участок воздуховода от стены до клапана будет покрыт огнезадерживающим составом с требуемым пределом огнестойкости.

  11. Ну как это НЗ — это когда он закрыт, если привод под напряжением? Смотрю клапан ДУ. На нём наклейка НЗ. При обесточивании системы он закрыт. При подаче напруги на привод — клапан открывается. Поэтому нормальность — это то, куда его возвращает возвратная пружина… А то непонятно…
    И как определить НЗ клапан или Но, если нет опознавательных знаков?
    И я совсем не понимаю как можно поменять НО на НЗ. Если поворотом привода на 90 градусов, как мне в свое время советовал весь отдел, то спасибо, объсмеял на коммисии всех. Если подразумевается переворот привода «лицом» к воздуховоду, то такое возможно не везде из-за конструкции отверстия привода.

  12. Александр, нормальность привода определяется его рабочим состоянием. В случае клапанов ДУ(ПД) никаких пружин быть не должно. Подается отдельно питание на открытие и питание на закрытие. Рабочее состояние таких клапанов — нормально закрытые. То есть пока не сработала противодымная система на клапан подается питание, чтобы он был закрыт. Это условное объяснение. На клапанах огнезадерживающих общеобменной вентиляции ставят клапаны НО — нормально открытые. То есть при работе систем на клапан подается питание, чтобы он был открыт. При срабатывании противодымной системы, с данных клапанов снимается питание и они закрываются пружиной.
    Что касается переделки с НО на НЗ, то 90% клапанов переворачиваются на 180 градусов, места крепления, как правило симметричны. Но нужно не забывать при переделке с НО на НЗ выставить правильно саму заслонку клапана (либо в открытом, либо в закрытом состоянии).

  13. Здравствуйте снял привод теперь не знаю в каком положении сам клапан как проверить открыт клапан или закрыт?

  14. Максим, если это ОЗК, то должен быть смотровой лючок, открутив 4 самореза можно увидеть лепесток клапана. Если смотрового лючка нет, можно в воздуховоде за клапаном просверлить два отверстия — в одно светить, в другое смотреть. В крайнем случае, включить систему и посмотреть дует или нет из воздуховода (решетки) при закрытии или открытии штока.

  15. КДУ в штатном режиме всегда закрыт, ОЗК — соответственно открыт, при наличии и там и там напряжения.

  16. Витал, все верно. КДУ на противодымных системах в штатном режиме закрыт (под напряжением), в случае пожара открывается (опять же под напряжением). ОЗК на общеобменке при пожаре закрываются пружиной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.