Сегодня поговорим об испытаниях воздуховодов на плотность. Думаю, многих эта тема интересует в той или иной степени.

Сразу начнём с того, зачем это испытание необходимо и кому оно надо. 🙂 А надо оно прежде всего Заказчику, но об этом чуть ниже. В соответствии со СНиП 41-01-2003 воздуховоды на стадии проектирования должны быть либо класса П (плотные), либо класса Н (неплотные). Само слово «плотность» уже говорит о том, что утечки и подсосы воздуха через фланцевые соединения воздуховодов должны отсутствовать или не превышать нормированных значений. А если еще и в проекте указаны транзитные воздуховоды класса П, то тут уж никуда от этой плотности не сбежишь. Плотно накроет. 8)
Получается, что вся суть испытаний воздуховодов на плотность заключается в проверке фланцевых соединений на утечки и подсосы воздуха, которые в конечном итоге будут выражены в м3/ч. Все вроде бы просто и понятно? Как бы не так. 🙂

Да и на кой оно всё сдалось Заказчику? Представим себе пятиэтажное здание (семи-, девяти-, тридцати этажное, не важно), где с первого по пятый этаж транзитом проходит шахта с воздуховодами. Ну, например с вытяжными. А сами вентиляторы стоят на техническом этаже, под крышей. Так вот, если утечки через фланцы воздуховодов будут совсем не такими, как в нормативном документе, а значительно больше, то сипение или высокочастотный свист воздуха в конечном итоге достанет всех вокруг. Даже если шахта будет глухо наглухо замурована. 🙂

К тому же могу сказать, что монтаж воздуховодов в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Особенно это касается воздуховодов большого сечения. Тут уж если технадзор Заказчика проворонил качество монтажа, то подрядчику, считай, крупно повезло. По собственному опыту скажу, что четыре воздуховода сечением два на полтора метра (естественно, возле вентилятора, дальше сечение уменьшается), проходящие с десятого на первый этаж, задерживают работу по наладке и сдаче систем в эксплуатацию на месяц с хвостиком. И еще много силикона уходит. Это так на всякий случай. 🙂

Итак, выяснили, что испытание на плотность проводить будем. С чего же начать?

Для начала нам нужен проект. Вернее, данные вентилятора и сети. Необходимо четко определится с транзитным воздуховодом, с его длиной и развёрнутой площадью. Особенно чётко нужно высчитать развёрнутую площадь воздуховодов, ибо многие сталкиваются с проблемой, как обсчитывать переходы с одного сечения воздуховодов на другое. Переходы — это сумма четырёх площадей трапеций. Во как. Если непонятно, прочитайте ещё раз медленно. 🙂 Для примера посчитаем развёрнутую площадь воздуховода длиной 2 м и сечением 1000х1000 мм. Развёрнутая площадь будет равна 8 квадратным метрам. Как так получилось? Все просто. У Вани было два яблока… Блин, нафиг математику. 8)

Определились в общем, что будем испытывать и какая у этого ЧТО развёрнутая площадь. Теперь надо подумать ЧЕМ испытывать. Испытание, как правило, проводят переносным вентилятором с небольшим расходом (не более 5000 м3/ч) и небольшим давлением (не более 300 Па). Это необходимо для того, чтобы не сложились воздуховоды, или не раздулись. Ведь стационарный вентилятор, как правило имеет приличный расход и давление. Так думают Заказчики. Но мы-то продвинутые парни, мы знаем, что воздуховоды класса П имеют толщину в два с гаком миллиметра и никуда не денутся.

Поэтому испытание будем проводить стационарным вентилятором. Здесь кое-что уточню. Для примера я рассматриваю вытяжной воздуховод квадратного сечения. Но случай с приточным воздуховодом ничем отличаться не будет. С круглыми воздуховодами ещё проще, так как площадь считать легче… 🙂

До испытаний глушим все врезки, ибо они к транзиту не имеют отношения. Берём силикон, вернее, кто монтировал воздуховоды берут силикон, и тщательно промазывают все стыки транзитного воздуховода и места заглушек. А мы смотрим и внимательно изучаем СНиП 41-01-2003. Вернее нас интересует один пункт, содержащий нужную нам таблицу.

SNIP41012003

Когда-то, давным давно я тоже смотрел на этот пункт, как баран на новые ворота. Всё вроде бы понятно, а вроде бы и нет. Включаем вентилятор. Замеряем статическое давление у вентилятора на расстоянии 1 м. Важно!

Итак, ясно. Статическое давление (измеренное) подставляем в таблицу, находим удельные потери или подсосы воздуха, умножаем на развёрнутую площадь воздуховода и получаем определенный расход воздуха, превысить который нам нельзя. На всасывании или нагнетании вентилятора (сама вытяжная установка или вентилятор никак не повлияет на утечки и подсосы), на достаточном для замера расстоянии, производим замер расхода воздуха. Далее, если расход меньше расчётного по СНиП, то радуемся и бьём в бубен от счастья, но если, а лучше сказать, как правило, он больше, то те, кто монтировал воздуховод снова берут силикон и опять проходят по всем стыкам.

plotnost

Для лучшего восприятия таблицы с удельными потерями, я перевел её в читабельный вид. Процесс герметизации воздуховода может продолжаться, как я говорил выше, очень долго. Но…

В конечном итоге, расход после очередного замера станет меньше расчётного, и в бубен можно будет ударить с чистой совестью. Если, конечно, те кто монтировал воздуховод и силиконил его долгое время первыми не дадут в бубен вам. 🙂 Не дадут! Ибо с самого начала надо было качественно собирать воздуховоды.

Проделав всю эту операцию, предъявив воздуховод Заказчику и передав его вместе с системой в эксплуатацию можно глубоко вздохнуть и… переходить к следующему. 8) Вот так и проводятся испытания воздуховодов на плотность.

P.S. В статье я специально не затрагивал тему измерительных приборов, этому будет посвящена одна из следующих статей. Поэтому только для наглядности в картинке ниже приводится мой любимый прибор Testo 435-4.

Duct

Думаю, что статья оказалась кому-нибудь полезной, ибо дискуссии на сайте www.abok.ru зашли в тупик. Тему я начал там, а закончу её здесь.

Если будут вопросы, задавайте. Чем смогу помогу. И не забывайте — верить никому нельзя — НАМ можно!

UPDATE.
Вышла новая статья по испытаниям на плотность и герметичность.

31 thoughts on “Испытание воздуховодов на плотность

  1. Статья отличная!!! Все подробно и доходчиво написано. Супер!!!!Молодец!!! :)))

  2. Добрый день. А программу испытаний вы составляли?

  3. Cпасибо за статью. Интересно. Слушай, а надо ли составлять акт о этом испытании на плотность и показывать его заказчику? и если надо, то какой СНиП (ГОСТ) это регламентирует? Спасибо.

  4. Константин.
    Если заказчик потребует, то надо. Если не потребует, то не надо. Главное, ссылаясь на СНиП 41-01-2003, надо смотреть в каких случаях заказчик может потребовать проводить испытания на плотность (они не во всех случаях проводятся). Составляется акт, где обязательно указываются все данные замеров: статическое давление, переносной или стационарный вентилятор, продолжительность замеров, класс воздуховодов, развернутая площадь воздуховодов, проектный расход воздуха, ну и фактические потери расхода воздуха.

  5. Ольга.
    Обязательно. Без неё можно самим запутаться. Потом согласовывали с заказчиком. После совместно проводили испытания. На будущее планируем в программу включать… силикон. 🙂 Этого добра мы не учли…

  6. Добрый день Андрей. А эта программа есть у Вас, не могли бы вы выслать мне по электронной почте. Очень нужна.
    Спасибо заранее.

  7. Ольга.
    Я Вам отправил по почте программу испытаний, которую применяли мы. Мы к такой форме привыкли, да и заказчик не против. Вы можете её дополнить, если Вам будет необходимо.

  8. Спасибо за прграмму. Вопрос на засыпку а чем ее можно дополнить

  9. Конкртено нужно описание по проводимым действиям.

  10. Ольга.
    Дополнить можно описанием вентсистемы, назначением вентсистемы. Что касается описания по проводимым действиям, прочитайте ещё раз статью. Я вроде всё описал по пунктам.

  11. Добрый день, Андрей!
    Спасибо за статью. Написано просто и доходчиво. Мы сейчас столкнулись с замерами, раньше как-то этого не требовалась)). Осмелюсь тоже попросить Вас выслать программу испытаний. Заранее благодарен.

  12. Виталий.
    Думаю в ближайшее время выложу в библиотеку программу испытаний. Следите за обновлениями.

  13. ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

  14. Добрый день Андрей.
    Статья оказалась ОЧЕНЬ полезной по крайней мере для меня. Если позволите, несколько вопросов:
    1. Не могли бы Вы указать в каком нормативном документе приведена указанная Вами таблица? Например ГОСТ 53299-09 приводит формулу расчета утечек: Qпр=0,03152хР в степени 0,68305
    где:Qпр-предельно допустимые утечки при температуре 20градусов (м3/ч)
    Р — Разряжение (избыточное давление) по отношению к атмосферному (Па)
    2. Каким прибором и каким именно способом проводятся измерения утечек?
    3. Допустимо ли на Ваш взгляд определять утечки, путем замера скорости потока (Вашим любимым TESTO) на мерном участке?
    4. Как с Вами связаться? Очень бы хотелось побыстрее ответы на вопросы.

  15. Олег.
    1. Таблица из СНиП 41-01-2003. График на основе этой таблицы построен с помощью интерполяции. Указанный Вами ГОСТ 53299-2009 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость» не совсем относится к испытаниям воздуховодов в нашем случае. Точнее — испытание на плотность проводятся с целью определения потерь через неплотности в соединениях воздуховодов, подразумевая, что сами воздуховоды плотные (вопрос к производителю). ГОСТ 53299-2009 устанавливает метод испытаний на огнестойкость воздуховодов.
    2, 3. Для определения расчетных потерь необходимо измерить статическое давление. Соответственно нужна трубка Пито и прибор измеряющий динамическое, статическое и полное давление. Это может быть и микроманометр, и Testo, и ДМЦ. А для определения измеренных потерь необходим прибор измерения скорости воздуха в воздуховоде. Измерение, напомню, надо проводить на достаточном расстоянии от вентилятора, исключая завихрения от него. Тут можно и термоэлектроанемометр Testo, и крыльчатки Testo, и приборы других производителей.
    4. lavent.ru(собака)gmail.com

  16. Купили прибор Testo-435,из инструкции только назначение кнопок.Завод специализируется на выпуске вентиляторов общего назначения.Руководство требует методику проведения измерений.Буду признателен за любую информацию касающийся испытаний вентиляторов,замеров параметров с помощью прибора.

  17. Вадим.
    Объясните подробнее, что конкретно от Вас требуют?

  18. Толщина 2 мм с гаком где прописана?

  19. Вадим Чернов.
    В пособии 6-91 к СНиП 2.04.05-91 указывается минимальная толщина воздуховода 1 мм. Дальнейшие пределы огнестойкости обеспечиваются толщиной противопожарного покрытия. У нас были заданы такие технические условия: предел огнестойкости не менее 1 часа, воздуховоды класса «П», сечение 1000х1000 мм. Выбор толщины воздуховода определяет проектант. В нашем случае он как раз выбрал 2 мм с гаком. 🙂

  20. Андрей — определение СНиПа по классам воздуховодов (П или Н) существует само по себе, т.е если убрать эти два понятия — то ничего не изменится, поскольку что такое плотный или нормальный класс никакой документ (ГОСТ, ТУ и пр) не регламентирует, а выбор толщины стенок воздуховодов выбирается согласно приложения 21 старого СНиП 2.04.05-91 или исходя из условий огнестойкости воздуховодов для конкретного случая по новому СНиП с учетом пособия 6.91 к СНиП 2.04.05-91. Так что испытание на плотность проводят для всех систем вентиляции не зависимо от пресловутого класса воздуховодов.
    Тем более не понятно почему в примере вы отсекаете врезки от транзитного воздуховода — в снипе же написано «общие потери или подсосы для ВСЕЙ системы» и «общая развернутая площадь ВСЕХ воздуховодов одной системы», а в одной системе могут быть и транзитные и коллектора и … сами знаете какие воздуховоды. Если в чем-то не прав буду рад узнать ваше мнение.

  21. Сергей.
    Испытанию на плотность могут подвергаться все воздуховоды сети. Как транзитные, так и ответвления. Различия будут лишь в удельных потерях (класс П или Н). В нашем случае транзитные воздуховоды были предусмотрены проектом класса П, к тому же после испытания они были заложены в не обслуживаемую шахту. Проще говоря, транзитные воздуховоды заложили кирпичом. Поэтому по требованию Заказчика были проведены испытания только транзитных воздуховодов. Именно по этой причине, кстати, были и отсечены ответвления этажей заглушками. К тому же сам этаж и шахта с транзитным воздуховодом — это две разные пожарные зоны (поэтому устанавливается пожарный клапан), которые должны в любом случае испытываться отдельно.

  22. Завод специализируется на выпуске вентиляторов общего назначения.Для измерения полного давления, скорости и расхода воздуха приобрели прибор testo 435-4 (трубку Питто и крыльчатку).До этого всё измерялось с помощью диафрагм и микроманометра.Меня интересует, может у Вас есть какие методики измерения величин полного давления, скорости и расхода воздуха с помощью testo 435-4?

  23. Добрый день! А кто должен глушить врезки — монтажники или наладчики? И как глушить короткие врезки с решетками/диффузорами?

  24. Глушить врезки должны монтажники. Все решетки и диффузоры должны быть сняты. Хотя на магистральных воздуховодах, которые закладываются шахтами, решеток и диффузоров быть не должно. Не все участки сети проходят испытание на плотность и герметичность.

  25. Доброго времени суток!
    В какой норме приведёна форма акта испытания на плотность?

  26. Всеволод. Врезки должны глушить монтажники. Глушить надо только ответвления от магистральных воздуховодов. А само испытание на плотность проводится только на участках, которые в дальнейшем будут находиться в не обслуживаемых шахтах.

  27. Константин, как таковой формы акта нет. Делается все в свободной форме.

  28. Доброго времени суток! Андрей, давление вентилятора влияет на статическое давление в воздуховоде? То есть нужно ли учитывать изначально какое давление выдает вентилятор или это не влияет на статическое давление в воздуховоде?

  29. Олег, давление вентилятора влияет на статическое давление в воздуховоде. Изначально нужно знать расходные характеристики используемого вентилятора.

  30. Внимание! Вторая часть про испытание воздуховодов на плотность и герметичность находится здесь. Просьба там оставлять свои комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.