Вообще, в последнее время как-то не совсем приходится заниматься пусконаладочными работами, так как всё время приходится тратить на выявление и устранение косяков монтажа. Ничего не хочу сказать про грамотных монтажников систем вентиляции, а вот про неграмотных монтажников и нерадивых проектных решениях буду обязательно рассказывать. И сегодня проверка системы вентиляции застопорилась на огнезадерживающем клапане. Вернее их много было. Но речь пойдёт об одном. Огнезадерживающий клапан может стать большим камнем преткновения в наладке, если он не совсем правильно установлен.

Первое на что следует обращать внимание — это тип клапана и его рабочее напряжение. Повсеместно сталкиваешься с тем, что вместо клапанов на 24В ставят 220В. Страшного ничего в этом случае нет. Клапан просто не будет работать. Хуже когда клапан рассчитан на 220В а ставят на 24В. Подключили, не проверили, сгорел… Ещё ничего когда их с десяток неправильных наберётся. А вот когда их сотни (или пару сотен) — это труба.
Второе самое главное на что стоит обращать внимание при наладке и обследовании — это нормально закрытый (НЗ) клапан или нормально открытый (НО).

Друзья мои! Запомните раз и навсегда одно важное правило! Нормальность клапана — это его состояние под напряжением!!! То есть, если огнезадерживающий клапан нормально закрытый — это значит, что он будет закрыт под напряжением. Напряжение снимается — клапан открывается! Нормально открытый клапан — это значит, что он открыт под напряжением. Напряжение снимается — клапан закрывается!

А теперь информация для проектировщиков систем вентиляции и систем дымоудаления. Хотя, я думаю, они и так это знают, но всё же повторю.

Нормально открытые огнезадерживающие клапаны ставятся на системы общеобменной вентиляции. Нормально закрытые огнезадерживающие клапаны ставятся на противодымные системы!!! Так как при пожаре снимается напряжение с клапанов (а также выключаются системы общеобменной вентиляции и включаются системы дымоудаления и подпора), то клапаны на общеобменной вентиляции закрываются, а на противодымной вентиляции, наоборот открываются.

Сразу обрадую — огнезадерживающие клапаны из НО при желании и без особых усилий можно переделать в НЗ. Если, конечно, позволяют условия и клапан не замурован в стене (такое сплошь и рядом).

Третье на что стоит обращать внимание — это монтаж клапана. То, что на него пришло правильное напряжение ещё ничего не значит, ибо у каждого нормального огнезадерживающего клапана есть концевые выключатели на закрытие и на открытие. Другими словами, пошёл клапан открываться, да и застрял в промежуточном положении.

И вот тут начинается самое сложное. Ищешь перекосы, лишние шурупы, элементы воздуховодов, в общем всё что стоит на пути лепестка клапана. И учишь, учишь монтажников уму разуму: поставили клапан на место обвязали воздуховодами сверху и снизу, взведите ключом вручную клапан и отпустите его назад пружиной. Проверьте, до конца закрывается и открывается или нет!

Это, кстати, и технадзора заказчика касается. Проконтролируйте огнезадерживающий клапан пока есть время и его не замуровали.

Как правило, в большинстве случаев лепестку клапана мешают открыться саморезы от фланцев. Всё гениальное, как говорится просто. И грустно, когда на это тратится столько времени.
Это, пожалуй, самые главные вопросы, которые необходимо держать под контролем при проверке систем вентиляции, а также при проведении пусконаладочных работ.

Ну, а если после этого будут возникать какие-либо вопросы или проблемы, вы всегда сможете задать их нам. Почему? Сами знаете — верить никому нельзя — нам можно.

А монтажникам просьба, после установки клапана проверьте ключиком открытие и закрытие клапана.

15 thoughts on “Проверка систем вентиляции. Огнезадерживающий клапан

  1. Как это «пока не замуровали»?
    Доступ к противопожарным клапанам должен быть всегда.
    А кто разрешает замуровывать — пусть идут детские песочницы проектируют 🙂

  2. Да, были случаи, под перекрытием в системе клапана, а строители благополучно подшивают потолки и замуровывают без люков, благо, если монтажники систем помнят, где они, вот так половину коридора, а это около 50 метров, пришлось разбирать 🙂

  3. А как же п.7.18 СП 7.13130.2009?

  4. Владимир.
    В п.7.18 все правильно написано. Это требование к огнезадерживающим клапанам, установленным на системах противодымной вентиляции. В данной статье огнезадерживающие клапана установлены на системах общеобменной вентиляции.

  5. Как переделать нормально открытый клапан в нормально закрытый?

  6. Виталий.
    Нужно снять и перевернуть привод.

  7. Может ли сгореть привод, если нейтраль и фаза перепутаны местами?

  8. Николай. Ничего страшного с приводом, если перепутать фазу и ноль не произойдёт. Но лучше подключить правильно. И про сигнальные провода не забудьте.

  9. Подскажите пожалуйста, выход…ситуация следующая. Клапана подпора воздуха лифтового исполнения монтируются в шахту лифта, НЗ, а при открытии упераются в направляющим лифта.. И соответсвенно не до конца открываются. Выдвинули из стены по максимуму, клапана с приводом белимо. Может ли сгореть привод? А может их смонтировать внутри шахты лифта? Что бы привод были В шахте? Допускается ли такое?

  10. Artur, допускается установка клапанов чуть дальше от стены, при условии, что этот участок воздуховода от стены до клапана будет покрыт огнезадерживающим составом с требуемым пределом огнестойкости.

  11. Ну как это НЗ — это когда он закрыт, если привод под напряжением? Смотрю клапан ДУ. На нём наклейка НЗ. При обесточивании системы он закрыт. При подаче напруги на привод — клапан открывается. Поэтому нормальность — это то, куда его возвращает возвратная пружина… А то непонятно…
    И как определить НЗ клапан или Но, если нет опознавательных знаков?
    И я совсем не понимаю как можно поменять НО на НЗ. Если поворотом привода на 90 градусов, как мне в свое время советовал весь отдел, то спасибо, объсмеял на коммисии всех. Если подразумевается переворот привода «лицом» к воздуховоду, то такое возможно не везде из-за конструкции отверстия привода.

  12. Александр, нормальность привода определяется его рабочим состоянием. В случае клапанов ДУ(ПД) никаких пружин быть не должно. Подается отдельно питание на открытие и питание на закрытие. Рабочее состояние таких клапанов — нормально закрытые. То есть пока не сработала противодымная система на клапан подается питание, чтобы он был закрыт. Это условное объяснение. На клапанах огнезадерживающих общеобменной вентиляции ставят клапаны НО — нормально открытые. То есть при работе систем на клапан подается питание, чтобы он был открыт. При срабатывании противодымной системы, с данных клапанов снимается питание и они закрываются пружиной.
    Что касается переделки с НО на НЗ, то 90% клапанов переворачиваются на 180 градусов, места крепления, как правило симметричны. Но нужно не забывать при переделке с НО на НЗ выставить правильно саму заслонку клапана (либо в открытом, либо в закрытом состоянии).

  13. Здравствуйте снял привод теперь не знаю в каком положении сам клапан как проверить открыт клапан или закрыт?

  14. Максим, если это ОЗК, то должен быть смотровой лючок, открутив 4 самореза можно увидеть лепесток клапана. Если смотрового лючка нет, можно в воздуховоде за клапаном просверлить два отверстия — в одно светить, в другое смотреть. В крайнем случае, включить систему и посмотреть дует или нет из воздуховода (решетки) при закрытии или открытии штока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.