Сегодня я расскажу, чем должна заканчиваться наладка инженерных систем, в частности систем вентиляции и кондиционирования.

Прежде всего необходимо разъяснить, что наладка систем вентиляции и кондиционирования проводится в два этапа. Постараюсь на словах показать, что есть что.

Предположим, Заказчик захотел построить или капитально отремонтировать здание, с заменой всех инженерных систем. После завершения строительства Заказчику необходимо ввести все инженерные системы в эксплуатацию, создать комиссию в составе представителей пожнадзора, санэпидемнадзора, получить разрешение от теплоснабжающей организации на подачу тепла в здание и др. В этом случае, наладка систем вентиляции будет производиться по первому этапу, то есть проведение пусконаладочных работ будет состоять из индивидуальных испытаний оборудования и регулировки систем на проектные расходы воздуха, а также из автономной наладки систем автоматизации.

Результатом проведения пусконаладочных работ на проектные расходы воздуха будут являться паспорта на каждую систему вентиляции, составленные в соответствии со СНиП 3.05.01-85*. После наладки всех систем вентиляции составляется техническая документация, куда прикладываются акт выполненных работ по наладке и все паспорта с аксонометрическими схемами, которая сдаётся Заказчику в двух экземплярах.

passport1
passport2
sxema

Кстати, аксонометрические схемы в соответствии со СНиП 3.05.01-85* являются необязательным приложением к технической документации, однако, как правило, наладчики о них не забывают. 🙂

При сдаче объекта Госкомиссии именно техническая документация по наладке систем вентиляции и кондиционирования является главным документом для санэпидемнадзора.

Итак, по первому этапу разобрались. Наладка на проектные расходы воздуха и составление паспортов и аксонометрических схем. Теперь перейдем к рассмотрению второго этапа пусконаладочных работ.

Снова предположим, что Заказчик решил проверить работу всех инженерных систем, по каким-либо причинам (смена собственника, эксплуатирующей организации, в конце концов Заказчик потерял техническую документацию). Снова необходимо проводить пусконаладку систем вентиляции и кондиционирования? Да. И вообще, поверку систем вентиляции и кондиционирования, в соответствии с правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, необходимо проводить один раз в пять лет.

И вот тут наладку систем вентиляции и кондиционирования проводят как раз по второму этапу. То бишь, второй этап проведения пусконаладочных работ проводится на существующих установках. И называется этот этап так: испытание и наладка систем отопления, вентиляции и кондиционирования на санитарно-гигиенические и (или) технологические требования. Такая наладка систем намного шире и объёмнее, чем на первом этапе.

Результатом же работ по наладке систем на санитарно-гигиенические (технологические) требования в этом случае будет являться паспорт вентиляционной установки (не системы, как в на первом этапе). И, если при наладке на проектные расходы воздуха, составлялась техническая документация, то на этом этапе составляется технический отчет, в котором помимо паспортов вентустановок и аксонометрических схем, подробно расписываются все данные по объекту, программа испытаний, результаты обследований состояния воздушной среды, заполняется таблица воздухообменов, уровня шума и многое другое. Маленький такой талмутик :), который в конечном итоге передается в службу эксплуатации.

Подведём итог. Два этапа наладки, два вида сдаточной документации, два вида паспорта, два варианта применения. Проектные расходы воздуха — на этапе ввода инженерных систем в эксплуатацию, с выдачей технической документации. Санитарно-гигиенические требования (или технологические) — на действующих системах, с выдачей технического отчета.
TD TO

И главное. Грамотно составленная техническая документация или технический отчет всегда являются основанием для грамотной эксплуатации инженерных систем. Именно на основании этих документов и будет в дальнейшем строиться вся документация для службы эксплуатации. Ибо наладчики на момент проведения своих работ становятся «глазами» эксплуатации.

Именно и поэтому наш девиз: верить никому нельзя — НАМ можно. 🙂

P.S. По просьбам трудящихся комментаторов дополню статью.
В разделе «Вентиляторы» в графе фактических данных заполняются фактически измеренные показатели. Расход и давление вентилятора, фактическое число оборотов в минуту. Если вентилятор на одном валу, то число оборотов будет соответствовать числу оборотов двигателя. Если клино-ремённая передача, то по диаметрам шкивов делается пересчет оборотов, начиная от оборотов двигателя и его шкива.

В разделе «Электродвигатель» в графе фактических данных заполняется информация с шильдика установленного двигателя. При этом если есть частотный преобразователь и работает он на 50Гц, то в примечании указываются фактические 50Гц. Если частота оборотов отличается от 50Гц вниз или вверх, то фактические обороты указываются из показаний частотного преобразователя, но опять же, только в примечании.

Исходя из этих данных в примечании заполняются фактические обороты вентилятора (если на одном валу, то это такие же данные, что у двигателя в примечании, если не на одном валу, то пересчет оборотов по шкивам). Фактические данные электродвигателя должны быть в соответствии с шильдиком на нём!

Любые изменения оборотов от указанных на шильдике двигателя отражаются в примечании. Это позволит в случае выхода из строя электродвигателя подобрать аналогичный по этим данным, а не с повышенным или пониженным числом оборотов.

20 thoughts on “Паспорт вентсистемы

  1. Спасибо, очень понравилось

  2. Делаете ли вы какие-нибудь акты на скрытые работы по системам вентиляции и вообще в какой момент передаете исполниловку заказчику. Мы работаем только на объектах ФСК ЕЭС и от меня постоянно требуют акты — мол смонтировали (даже часть системы) давай исполниловку иначе не процентуем((.
    приходится выдумывать. как быть?

  3. Сергей.
    Акты на скрытые работы делают монтажники. Если скрытые работы есть. Обычно монтаж заканчивается актом о завершении работ. Исполниловку передаем после сдачи объекта. Если были отклонения от проекта, как правило, прорабы или наладчики могут вносить изменения прямо в проекте. Потом вся документация передаётся в проектный отдел, они вносят изменения и выпускают исполнительные чертежи.

  4. позвольте поправочку
    В конце паспорта (согласно СНиП 3.05.01-85, прил.2), там где подписи и где ставиться печать должно быть: «Представитель заказчика (пусконаладочной организации)» и «Представитель монтажной организации».
    Собственно говоря именно в этом и кроются наши проблемы…

  5. у меня 6 вариантов паспортов.
    В Word и Excel. В последнем варианте все паспорта свёл в один лист Excel (приток отдельно, вытяжка отдельно). Это удобнее при копировании и отправке по почте. Excel даёт возможность за один раз внести исправления во всех паспортах (дата, наименование объекта, фамилии и что ещё можно придумать). Если систем один десяток это не так критично, а если не один или сотня…

  6. Поскольку техническая документация с паспортами и схемами сдаётся в сшитом виде, то на титульном листе это поправочка присутствует. Да и наладочная организация, в последнее время, и монтажная — частенько одно лицо. 🙂 А так Вы правы — на каждом паспорте должны стоять эти подписи.

  7. А у меня ещё и в Access файлик был. Такой классный был. Только данные в форму вносишь, а он уже как надо распечатывает. Можно логотип вставить, масштаб изменить (на случай распечатки на А3), подпись загрузить. Пропал, однако. Писать программу в Access снова пока времени нет. А жаль, только что закончил составлять паспорта на 194 листах. А как бы пригодился шаблончик из Access. 8( Вывод — сохраняйте все копии файлов на внешнем диске. 🙂

  8. Какой нормативный документ говорит о необходимости составления паспортов инж систем.
    Паспорта инж систем делаются в любом случае, не зависимо от стадии проектирования???

  9. Валентин.
    Паспорта составляются на системы вентиляции по СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы». Составляются паспорта, как правило, после проведения наладочных работ. Однако иногда при приемке работ госкомиссией паспорта могут быть сделаны заранее, но потом необходимо в соответствии с паспортами привести в порядок системы вентиляции.

  10. Здравствуйте. Рбъясните. Почему в таблицу Б.1. «Вентилятор» Вы заносите не сами характеристики вентиляторов (который в проекте и который стоит фактически), а проектные значения и значения, которые намеряли фактически. Они же указаны в таблице В. «Расходы воздуха по помещениям (по сети)». Зачем дублировать эти таблицы.

  11. Владимир.
    Характеристики одного и того же вентилятора могут сильно отличатся в зависимости от сети. Поэтому в проектных данных отражаются значения из проекта, подразумевая, что проектировщики учли все возможные сопротивления и исходя из этого выбрали правильный вентилятор. И в процессе наладки как раз проверяется соответствие фактических расходов проектным, а в случае их несоответствия производится регулировка. Касаемо дублирования показаний из таблицы с расходами и данных вентилятора, то они не совсем дублируются. Просто производится ещё один замер и снимаются все показания вентилятора. А потом суммируются измеренные показания расходов по сетям. В 95% случаев расходы совпадают.

  12. Тогда почему в таблице Б.2. «Электродвигатель» стоят заводские характеристики электродвигателя, а не проектные и измеренные (которые на самом деле чаще всего и не измеряют и проектировщики не расчитывают для данной сети)? Обороты двигателя ведь отличаются, когда он работает в вент. сети и без нее (если нет частотника и др. регуляторов). Сразу возникат вопрос: как измерить частоту вращения двигателя, когда, например, он стоит внутри приточной установки, не нарушая целостность вентсистемы? В ЦСМС объяснили, что в таблицы раздела Б паспорта (по логике и исходя из самих оглавлений разделов и таблиц) заносятся заводские характеристики оборудования: того, которого заложили проектом и того, которое стоит на самом деле. А в таблицу раздела В заносятся характеристики самой сети, по проекту и с учетом фактически установленного оборудования. Дайте, пожалуйста, ссылки на те документы, в которых указано, как правильно заполнять данные паспорта, что конкретно нужно заносить в его таблицы. Заранее спасибо за помощь в решении этого вопроса.

  13. Владимир.
    В графе «Электродвигатель» стоят заводские характеристики. Если проектировщиков устраивают характеристики двигателя они оставляют его. Если не совсем устраивают, то подбирают с помощью шкивов двигателя и вентилятора нужную частоту вращения для достижения необходимого расхода.
    После индивидуальных испытаний заполняется паспорт с фактическими данными. Это касается и двигателя. В 95% случаев данные по типу, мощности и частоте оборотов совпадают с проектными, однако иногда могут отличаться диаметры шкивов, из-за чего частота оборотов может отличаться от проектной. Как правильно заполнять паспорт написано в СНиП 3.05.01-85 (1988, с изм. 1 2000) Внутренние санитарно-технические системы. Если вы занимаетесь только монтажом, то можете просто переписать из графы «проект» данные в графу «факт». Наладочная организация будет проводить наладку и заполнит все фактические данные по результатам испытаний.

  14. Подскажите пожалуйста.
    по окончании строительства объекта, заказчик требует отчет по вент. системам. по вашим коментариям я понял, что в данном случае готовятся паспорта. на какой документ можно сослаться, чтобы объяснить заказчику, что он много хочет.
    Зарание спасибо за оказанную помощь!!!

  15. Владимир.
    Никакие наладчики не вправе составлять «свои», как вы пишите, паспорта. На то есть СНиП 3.01.05-85*, в котором указана форма паспорта и правильность заполнения. В моём примере всё заполнено правильно. Если уж выкладываете на свой сайт картинку с моего сайта, выкладывайте её полностью. Так чтобы люди видели все поля, столбцы и строки. Кстати, использовать ссылку в комментариях я не разрешаю. Как-то некрасиво для собственной раскрутки использовать мои статьи.
    Я, конечно, не сомневаюсь, что вы «очень умный гуру, а все остальные так себе», но скажу следующее. Моими наставниками были те, по книгам которых вы учились. Поэтому мне очень повезло, что я знаком с ними лично. Этим, думаю, многое сказано.
    К тому же, мы с коллегами запускаем по две с лишним сотни вентиляционных систем в год уже на протяжении 11 лет. Не думаю, что у вас опыта больше, а тем более в составлении паспортов.
    Доказывать кому-то свою компетенцию надо личными заслугами, а не критикой других.

  16. Иван.
    Паспорта на вентсистемы по завершению строительства вам всё равно придётся сдавать. СНиП 3.01.05-85*. Они вместе с актом о завершении пусконаладочных работ, а также с аксонометрическими схемами систем будут составлять техническую документацию. Естественно, паспорта заполняются после проведения наладки. Это касается новых систем вентиляции, непосредственно введённых в эксплуатацию. В этом случае наладка называется «наладкой на проектные расходы».
    Что касается уже работающих систем (не один год), то повторная наладка заканчивается уже техническим отчетом, в котором форма паспортов немного другая. Да и работ больше, чем при сдаче на проектные расходы воздуха. В этом случае наладка называется «наладкой на санитарно-гигиенические требования».

  17. Здравствуйте, Андрей!
    Сегодня смотрел статистику, обнаружил целых 3 захода с вашего сайта! Я не Владимир…
    Ваш сайт мне нравится — конечно, я не люблю келейных обсуждений, где в любой момент вы можете всё стереть, но раз уж ссылка есть, то сделаю ответную.
    По существу вы ничем не возразили на мою критику обычных даже для средних паспортов неточностей. Будут ли такие возражения?
    Сейчас в год мы обычно обмеряем не менее 500, хотя последнее время не более 700 установок. Конечно, большая часть идёт именно по массовой паспортизации на крупных предприятиях, но и нормальной наладки делаем установок 200 в год.
    С наилучшими пожеланиями,
    Александр

  18. А схема у вас неполная!! Отсутствуют сечения воздуховодов, их отметки, а также нет наименований решеток

  19. to Rogers.
    А проект вам на что? Зачем это всё переносить на схему? Схема она на то и схема, чтобы отображать только основные данные — сечение и расход. Ну и номер точки замера тоже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.